О семье Кветон

вернуться на главную              о Ельце

Автор работы Т.Г.Хотина



В дореволюционном Ельце стоял Нежинский полк. Капельмейстером полка был Иосиф Кветон, выпускник Пражской консерватории. В этой статье Татьяна Григорьевна Хотина, унаследовавшая от своей родственницы часть архива Кветона, рассказывает о композиторе и его музыкальной семье.





В 1996 году в Елец на торжества по поводу 850 летия города приезжал известный композитор-ельчанин Т.Н.Хренников.  В культурном центре «Прожектор» Тихон Николаевич встречался с жителями города и в разговорах с ними интересовался судьбой Эммануила Иосифовича Кветона – своего первого учителя музыки.

 Владимир Николаевич Трубицын, мой родственник, в прошлом - директор Агрегатного завода, беседовал на этом вечере с композитором и, рассказывая мне об этом, настоятельно советовал связаться с Тихоном Николаевичем, поскольку моя тетя, Валентина Григорьевна,  была замужем за Эммануилом Иосифовичем Кветоном.

В центре Хренников Т.Н. на встрече с ельчанами. Третий слева В.Н.Трубицин. Фото из архива Фетисова В.И
Валентина Григорьевна Кветон(в девичестве Хотина). Фото из архива Кветонов.

Э.И. Кветон работал в управлении Горторга и одновременно был известен в городе как организатор самодеятельных оркестров. Часть архива семьи Кветонов осталась в доме моих родителей.

Я долго не решалась обратиться к Тихону Николаевичу Хренникову и, наконец, увидела объявление, что 7 ноября 2000 года состоится концерт в ЦДРИ(Центральный Дом Работников Искусств) с его участием. Бывала не раз на творческих вечерах деятелей культуры в этом Доме, но, входя в здание на этот раз, поняла, что пришло много народу.

На вешалке закончились номерки, в зал уже не пускали, перед дверями собралась толпа желающих. Критическая масса людей прорвала препятствие и я оказалась на противоположной стороне от входа. Все стены и проходы были заняты и я удачно устроилась на подоконнике. Тихон Николаевич Хренников поприветствовал публику и начался концерт.

В антракте я с волнением подошла к композитору и сказала, что у меня хранятся ноты Кветона Эммануила Иосифовича.

Он дал мне номер своего телефона и попросил позвонить. Так началось наше общение с Тихоном Николаевичем, мы перезванивались, несколько раз я бывала у него дома. С Тихоном Николаевичем мы отобрали ноты  семьи Кветон для Елецкого музея Хренникова, не хватало только фотографии Эммануила Иосифовича. Во время бесед  у Тихона Николаевича возникали вопросы о семье Кветон, на которые я не могла ответить. 

В книге воспоминаний композитор делился своими детскими музыкальными впечатлениями:

«Насколько я себя помню, в большом почете была в нашем доме музыка. Вообще всегда вокруг звучала музыка. Несмотря на то, что город наш был уездным, у нас постоянно проходили концерты – и камерные, и симфонические, и сольные. Было два дирижера: Шулькин и чех Кветон. Особенно последний был серьезным музыкантом и любимцем елецкой публики. В свое время Кветон был дирижером духового оркестра   полка и, выйдя в отставку, доживал свой век в Ельце. У него был сын, также музыкант, воспитанник Московской консерватории. У него я, между прочим, начал свои занятия музыкой…

С девяти лет я стал учиться играть на рояле. Занимался со мной поначалу, как я уже говорил, наш Кветон. Он преподал мне и начатки знаний по элементарной теории музыки». [1]

«Я счастлив, что первым моим учителем музыки был такой чудесный человек, о котором я храню самые теплые воспоминания, который в огромной степени способствовал развитию моей музыкальности, и как только я познакомился с нотными знаками, стал немножко играть на рояле, меня потянуло сочинять. Это было какое-то неосознанное чувство», –вспоминал Хренников. [2]

В один из приездов в Елец я встретилась с внучкой Иосифа Францевича Кветона – Ириной Николаевной Ролдугиной (в девичестве Кветон). Помог мне в этом мой друг детства -  Глухов Геннадий Владимирович. В школьные годы Геннадий увлекался радиолюбительством вместе с Валерием Ролдугиным, правнуком Кветона старшего, а потом поддерживал связи с семьёй Ролдугиных.

Ирина Николаевна рассказала мне, что ее дед, Иосиф Кветон, окончил Пражскую консерваторию, служил капельмейстером в армии Австро-Венгрии, а затем оказался в России. Он не только руководил военными оркестрами, но и сам писал музыку. Иосиф Францевич написал марш для 52-го Нежинского драгунского полка, стоявшего с 1896 года в городе Ельце (с 1907 года полк стал 18-м гусарским).

Пражская консерватория. Известные выпускники: Франц Легар, Карел Готт

Оркестр полка участвовал в культурной жизни города: исполнял музыку в театральных постановках, на городских торжествах и балах.

В семье  Иосифа Францевича Кветона было трое сыновей. Старший Николай  и младший Владимир служили в 18-ом гусарском Нежинском полку. Средний сын Эммануил  получил высшее образование в Московском императорском университете  на физико-математическом факультете, а затем окончил Московскую консерваторию по двум спецальностям: флейте у профессора В.В. Кречмана и специальной теории музыки у профессора А.А. Ильинского.

Материалы о народных концертах, проходивших в Ельце в 1918 году, достаточно регулярно публиковались в "Советской газете". После революции "Сад Семейного собрания" был передан в ведение комиссариату народного просвещения и был назван Первым Советским Садом. В нем проходили народные концерты, но в случае плохой погоды переносились в Народный Дом.

Журналист "Советской газеты" страстно призывал горожан посещать концерты: "Идите в Народные сады и наслаждайтесь воздухом и музыкой. В древней библейской истории лечился музыкой царь Саул: ему играл Давид на арфе." [3]

Почти каждый народный концерт предварялся анонсом c программой выступления, а после концерта публиковалась более или менее подробная рецензия.

"Программа первого концерта состояла из произведений Моцарта, Рубинштейна, Литольфа, Вьетана, Шопена. В третьем отделении оркестром дирижировал любимец елецкой публики И.Ф Кветон. Под его управлением оркестр звучал особенно уверенно. Кветон – известный в городе музыкант." [3]

 

 Даже местный поэт Николай Мусин в своём стихотворении упоминал имя Кветона:

 «От милых женщин нет спасенья!

Они теснят со всех сторон,

Одно осталось утешенье –

Послушать музыку Кветон»." [4]

Елецкий народный театр был самым большим зданием города. Оно имело две функции: театра и манежа. Ближайшая улица так и называлась – Манежной. При нашествии войск Мамонтова здание было разрушено и подожжено

Среди документов семьи Кветон, хранившихся у моего брата, мне встретилась открытка с фронта с печатью 18-го гусарского Нежинского полка, датированная 24 ноября 1914 года, которая подтолкнула меня к более активному поиску.

Текст открытки:

"Дорогой! Идём по чудным местам. Часто вспоминается Москва. Есть возможность даже поиграть. Пиши обо всём. Целую тебя. Привет нашим. Твой Владимир. "

    Я обратилась  в справочное бюро Москвы, чтобы узнать, кто жил по адресу, указанном на открытке. Сотрудница посоветовала посетить  Государственную публичную историческую библиотеку (ГПИБ). 

     В справочном отделе ГПИБ, в книге «Москва 1914 год», нашла по фамилии Кветон:

Кветон Екатерина Исааковна, Кветон Анастасия Иосифовна - Владимиро-Долгоруковская, д.7, кв. 27 

Кветон Ольга Иосифовна – Садовничесная, дом. 80.

В это время в Москве находилась мать семейства и две дочери Кветон. 

   Следующим этапом моей поисковой работы  в библиотеке стало изучение материала в  многотомным труде  Зайончковского П.А.  [5] В  разделе «Музыка» была указана  диссертация  Ноздрунова Б.М. «Русская военная музыка во второй половине XIX века».

Я заказала этот труд, но выдали мне лишь аннотацию диссертации, дававшей понять, что музыкант ознакомился с множеством русских военных маршей и привёл солидный список литературы  по этой теме. 

   Передо мной встал вопрос  о поиске текста самой диссертации  Ноздрунова Б. М. в надежде,  что там встречу имя капельмейстера 52-го драгунского Нежинского полка Кветона.      

   В это же время я случайно познакомилась с земляком, военным дирижёром, В.Н. Фомичёвым, который  сотрудничал в общественном фонде композитора Тихона Николаевича Хренникова. Он помог мне и организовал встречу  с начальником Института военных дирижеров Труновым Михаилом Михайловичем. 

   Оказалось, что в библиотеке Института хранился рабочий черновой  экземпляр диссертации  Б.М. Ноздрунова.  Трунов М.М.  любезно предоставил для работы полный текст диссертации.

" Интересен с точки зрения гармонии марш 52-го Нежинского полка соч. Кветона. В нем совершается модуляция не только в параллельный минор и в тональность D, но даже в тональность Е нисх. ( или VI нисх. по отношению к доминантовой тональности).

Наряду с тональным планом свежо звучат отдельные гармонические детали - нисходящий хроматический басовый ход в трио." ( из текста диссертации).

Любопытен факт, что Ноздрунов разбирает марш И.Ф.Кветона на той же странице, что и марш 98-го Юрьевского полка, написанный П.И.Чайковским в 1893 году!

Марш 52-го драгунского Нежинского полка (автор капельмейстер Кветон) был опубликован в четырехтомном сборнике партитур Отто фон Фреймана. К счастью, это редкое издание хранится в библиотеке Института военных дирижеров. Боевой генерал О. фон Фрейман, выпускник Пажеского корпуса, герой освобождения Болгарии, собрал ноты 240 полковых маршей Русской армии.

Так к нам вернулся капельмейстер Иосиф Францевич Кветон со своей музыкой.

    

Поиски информации о Кветоне были продолжены в Российском государственном военно-историческом архиве, где нашелся послужной список капельмейстера Иосифа Францевича Кветона, в котором  указаны следующие сведения:

Иосиф Францевич Кветон родился 17 марта 1848 года. Вероисповедование Римско-Католическое. Обучался в консерватории в городе Праге Чехия. По окончании курса наук признан капельмейстером (1 августа 1867 года).

Зачислен на штатную должность капельмейстера в 3 пехотный полк Австрийских войск (21 сентября 1867 года).

За 12 летнюю службу в Австрийских войсках награждён орденом с надписью ”Verdienstkreuz” для ношения в петлице (20 сентября 1879 года). В тексте надпись искажена, видимо писарь не владел немецким языком и писал, как это слово слышится, c буквы "F".

К этому времени Иосиф Кветон был уже женат на дочери австро-венгерского гражданина Исаака Тизеша, Екатерине Исааковне.

28 марта 1880 года в семье родилась дочь Ольга.

24 апреля 1881 года Кветон добровольно перешёл на службу в Русские войска вольнонаёмным капельмейстером в 20 драгунский Ольвиопольский полк. Этот полк был расквартирован в городе Новомиргороде Херсонской губернии Одесского военного округа.  

   В военном городке, на новом месте, родились дети: дочь Елизавета 19 января 1882 года и сыновья: Николай 1 июля 1883 года и Эммануил 12 июня 1885 год.

8 августа 1886 года Иосиф Францевич Кветон добровольно перешёл на службу вольнонаёмным капельмейстером в 44 драгунский Нижегородский полк. В городе Пятигорске стояла Кавказская кавалерийская дивизия Кавказского военного округа.

 

      В Пятигорске в семье родились ещё 3 детей: сын Владимир 11 сентября 1888 года и две дочери – Мария 9 марта 1890 года и Анастасия 19 октября 1891 года.

17 мая 1891года произошло важное событие. Иосиф Францевич Кветон, из австро-венгерского подданства, присягнул на подданство России и был приписан ко гражданам города Пятигорска Терской области.

44 драгунский Нижегородский полк заслуженный, знаменитый полк. Можно перечислять известных людей, проходивших службу в этом полку в разное время:  Лермонтов, Одоевский, декабрист Якубович, военный музыкант и композитор Дерфельт, Лев Сергеевич Пушкин и другие.

Среди однополчан Кветона был георгиевский кавалер Панчулидзев Евгений Алексеевич, несколько лет спустя он стал командиром 52 драгунского Нежинского полка в городе Ельце. Офицером в Нижегородском драгунском полку служил племянник Наполеона – Луи Наполеон.

1 ноября 1896 года Кветон И.Ф. добровольно перешёл на службу вольнонаёмным капельмейстером во вновь сформированный 52 драгунский Нежинский полк, расквартированный в городе Ельце Орловской губернии. Получал жалование - 1200 рублей в год. Командиром полка в это время был полковник Топчевский, полковым адъютантом - штаб-ротмистр Хозиков.

В один из приездов в Елец я познакомилась с краеведом Владимиром Александровичем Заусайловым. Он нашёл фотографию младшего сына капельмейстера - гимназиста Владимира Кветона с друзьями.

Она была, к счастью, подписана. Слева направо: Александр Касаткин, Павел Касаткин, Иван Абрамов, Владимир Кветон. 1907 или 1908 год. На Старо-Московской улице.

Немного позже на сайте В.А. Заусайлова, в разделе “Жители города", было размещено изображение обложки нот польки-мазурки «Лесная роза» композитора И.Ф. Кветона. 

Я познакомилась владелицей  этих нот - Дыкиной Т.В, в чьей семье они хранились более 100 лет. При встрече, Татьяна Васильевна  подарила мне сохранённые ноты, и теперь можно  послушать польку-мазурку «Лесная роза» Иосифа Францевича Кветона.




Следующим событием стала находка липецкого краеведа Александра Юрьевича Клокова фотографии Эммануила Иосифовича Кветона. Снимок сделан в то время, когда Кветон Э.И. преподавал основы музыкальной грамоты юному  Тихону Хренникову.



Во время подготовки этой статьи пришло неожиданное письмо-подарок от орловского краеведа К.Е. Табачнева с личным делом студента Московского Императорского Университета Эммануила Кветона, в котором хранилась фотография юного Эммануила. [21]

В ГАЛО (Липецком гос. архиве) в фондах елецкой гимназии Т.В. Дыкина нашла документы семьи Кветона.

Иосиф Францевич, имея большую семью с семью детьми и весьма скромный семейный бюджет, постоянно хлопотал об обучении детей в гимназии города Ельца. 

Ираида Николаевна Ролдугина (Кветон) рассказывала, что все дети в семье играли на различных музыкальных инструментах и составляли семейный ансамбль. Старшая дочь Ольга обладала красивым, природой поставленным голосом. В концертах с ансамблем она исполняла вокальные произведения. Но руководство гимназии исключило девушку из учебного заведения за участие в концертах. Пришлось ей закончить образование в другом городе.

В дальнейшем Ольга служила в оперном театре города Киева, а в 1914 году она уже значилась в адресной книге города Москвы - Садовническая, 80, дом Бахрушиных.

О второй дочери, Елизавете Иосифовне Кветон, не нашлось сведений, кроме её рождения в Новомиргороде.

Следующим ребёнком в семье был Николай.

На сайте елецкого краеведа Заусайлова В.А. в сентябре 2008 года я нашла информацию о жителях дома по Октябрьской (Соборной) улице № 156, чьим владельцем был Талдыкин:

1. Кветон Владимир – Мужская гимназия, гимназист – сын Кветон Иосифа Францевича – 1900г.

2. Кветон Екатерина Исааковна – 58 лет - 1916г.

3. Кветон Иосиф Францевич – 52-го Драгунского Нежинского полка, капельмейстер - 1900г. - 72 года - 1916г.

4. Кветон Мария – Женская гимназия, гимназистка – дочь Кветон Иосифа Францевича – 1900г.

5. Кветон (Кветов) (Кестон) Николай Иосифович – 18-й Гусарский Нежинский полк, прапорщик - 1910г., 18-й Гусарский Нежинский полк, заведующий нестроевой командой, корнет – 1914г.

6. Константиновская Полина Самуиловна - Гимназия Лысенко, гимназистка, 12 лет – племянница Лурье Ханаана Израилевича – 1910г.

7. Лурье Ханаан Израилевич – дантист – 1910г.

8. Мостовой Борис Владимирович – 18-й Гусарский Нежинский полк, полковой казначей, поручик – 1913г.


Затем в РГВИА нашлось два документа о службе Николая Иосифовича Кветона (ф. 400, оп. 9, д. 33620 и д. 31614).

Оказалось, что он учился в знаменитом в Орловском кадетском корпусе Бахтина.

После окончания ОБКК Николай Кветон пытался дважды в 1902 и 1903 годах поступить в Тверское кавалерийское училище, но не был принят. Служил кавалеристом в Ельце в 52 драгунском Нежинском полку. Вместе с полком участвовал в 1904 – 1905 г.г. в войне с Японией.


Сохранилась краткая записка о службе Николая Иосифовича Кветона.

В воспоминаниях А. Н. Панчулидзева написано о набеге на Инкоу 25 декабря 1904 г. –  7 января 1905 г., где участвовал и Николай Иосифович Кветон. "Люди шли вперёд и падали, как скошенные. Пули немилосердно свистали со всех сторон....31-го утром, я был безконечно счастлив, узнав в сидящих под деревом на большой дороге полковника Стаховича и поручика И.В. Бранта. Несколько дальше стояли 5-го эскадрона штабс-ротмистр Константинов и вольноопределяющиеся: Романов, Лонгинов и Кветон.... Мы прибыли в полк 7–го числа после пятнадцати дней тяжёлого похода, в течении которых эскадрону дважды приходилось не разседлывать лошадей по 40 часов, и части полка участвовали в двух ночных штурмах, потеряв 5 офицеров ранеными и 43 драгуна ранеными и убитыми.” [6]

Офицер полка В.Н. Ставрович в статье “Невозвратное” описал, как 11 сентября 1909 года прибыл на службу в Елец и познакомился с Николаем Кветоном. "Ротмистр Дударов вызвал офицеров эскадрона, корнетов Свищева и Языкова и прапорщика Кветона, чем дал мне возможность познакомиться со всеми офицерами полка, находившимися в Ельце."

"Во время обеда меня приятно удивило то, что никто из офицеров не настаивал на излишних возлияниях. Освоившись в полку я убедился, что все офицеры 5-го эскадрона, начиная с командира, и только за исключением прапорщика Кветона, отнюдь не были противниками “акциза”. [7]

Наступила Мировая война. Николай Кветон с полком прибыл на фронт.

В сохранившихся Высочайших Приказах о чинах военных (ВП) имеются сведения о Николае Иосифовиче Кветоне.

Кветон Николай Иосифович – унтер-офицер 52-го драгунского Нежинского полка. Утверждается в чин прапорщика запаса армейской кавалерии ВП от 28.10.1905 г.. Определяется в службу: состоящий в 18-ом гусарском Нежинском полку, прапорщик запаса армейской кавалерии Кветон – в тот же полк ВП от 12.11.1910 г..

Производится за выслугу лет в корнеты со старшинством с 20.06.1911 г. ВП от 10.09.1911 г..

Производится из корнетов в поручики, на основании приказа по военному ведомству 1915 г. № 681, ст. 1, со старшинством с 19.07.1915 г. ВП от 14.02.1917 г..

Награды: орден св. Анны 4 ст. с надписью «За храбрость» ВП от 14.12.1906 г., орден св. Станислава 2 ст. с мечами ВП от 2.03.1915 г., орден св. Станислава 3 ст. с мечами и бантом ВП от 27.06.1915 г., орден св. Анны 3 ст. с мечами и бантом ВП от 5.07.1915 г..

23 февраля 1918 года 18 гусарский Нежинский полк был расформирован. Николай Иосифович Кветон возвратился в город Елец. Недолго длилась мирная передышка. Началась гражданская война в России. Он был призван в ряды Красной кавалерии. От Орла до Украины он воевал, где родился в 1883 году, там и погиб.

Сохранились ноты с его подписью и датой покупки в магазине города Киева. Душой он был музыкант.

Весной 1949 года наша семья переехала в город Елец Орловской области. Мой отец был назначен по службе начальником Елецкого отделения Московско-Курско-Донбасской (М-К-Д) железной дороги. Тогда я впервые познакомилась со своей тётей, Валентиной Григорьевной (в девичестве Хотиной) и её мужем, Эммануилом Иосифовичем Кветоном, близкие звали его Манясиком.

Река Быстрая Сосна делит Елец на две части: Город и Засосна. Кветоны жили в Городе, на высоком берегу, а мы в Засосне, на низменном берегу.

Дом Кветонов находился на улице Ленина (Манежной), напротив базара, по-елецки названном Бабьим. С мамой мы приезжали к ним на городском автобусе №1, а дальше шли по улице мимо Краеведческого музея.

Самые ранние детские впечатления связаны с коллекциями бабочек, размещёнными на стене в стеклянных рамках. Стоял кабинетный рояль. Много было старинных нот, пронумерованных карандашом и подписанными фамилией Кветон, но заглавные буквы имён отличались. Ноты изданы в различных городах: Москва, Варшава, Санкт-Петербург, Киев, Майнц, Лейпциг, Вильнюс и других.

Встречались издательства : "Бессель и Ко", "Ю. Г. Циммерман", музыкальное издательство А. С. Гутхейля, "Edition Peters" и др.. В обширном семейном собрании нот находились самые разные произведения: этюды и упражнения для фортепиано, гаммы и аккорды во всех мажорных и минорных тонах, упражнения для развития механизма пальцев.

Представлены клавиры и партитуры крупных произведений - оркестровые и оперные Из сборника гимнов, можно узнать представителей каких государств встречал капельмейстер Кветон со своим полковым оркестром. Они подчёркнуты карандашем.

Пролистывая ноты, узнаёшь многочисленный список композиторов, чьи произведения хранились в семейной библиотеке Кветонов и доступны были для ельчан. В советское время приобретены пьесы С.Майкапара, М.Раухвергера и других авторов, напечатанные в Москве и Ленинграде. Среди них есть ноты: “Колыбельная’’ и “Песня о Москве” Тихона Николаевича Хренникова, молодого композитора.

Каталог книг обширен: русская классика и зарубежная, книги о музыкантах, географические атласы и путеводители, поэзия, научные книги по математике и физике и экономики, словари: иностранных слов, орфографические, эсперанто. На полках стояла Малая Советская Энциклопедия. Мне особенно нравилась толстая, с красивыми картинками, ”Книга о вкусной и здоровой пище”.

Сохранились почтовые открытки с видами городов, связанных с семьёй Кветона. В Воронеже жили родственники Кветонов. В Москве Эммануил Иосифович Кветон учился в университете и консерватории.

Вена – музыкальный центр Европы и родина матери семейства – Екатерины Исааковны Тизеш – Кветон.

Открытка из Липецка в Елец от 3 июля 1913 года : ”Cейчас сижу в парке с книгой, только окончилась музыка. Пишу письмо.” Липецкие целебные источники.

Дорог и сохранившийся театральный альбом. В нём помещены фото любимых артистов, в первую очередь, замечательного певца Леонида Витальевича Собинова.

Мой старший брат Владимир, будучи старшеклассником 14 (97)школы, ходил пешком из дому на Красноармейской улице в Засосне в Город в гости к Кветонам. Обучался игре на рояле. До конца жизни любил исполнять “Баркароллу” П.И.Чайковского из “Времён года”. Брал из их библиотеки интересные книги. По желанию своих родственников Володя сделал большой портрет Собинова, чтобы повесить на стену.

Л.В. Собинов в тяжёлые годы страны никуда не уехал, возглавлял Большой театр и cохранил школу русского вокала новым поколениям певцов.


Эммануил Иосифович в начале 20-го века будучи студентом, посещал московские драматические театры. В альбоме представлено несколько фотографий на эту тему.

Приезжая домой, во время студенческих каникул, Эммануил участвовал в любительских концертах. В Записках Липецкого краеведческого общества напечатана программа музыкально-вокального вечера 11 января 1909 года, в котором он принимал участие.

С появлением кинематографа, молодёжь увлеклась новым искусством. Появились открытки с киноартистами в собрании Э.Кветона, которые сохранились до сих пор у нас.


В январе 2012 года в Малом зале Московской консерватории я познакомилась с ассистенткой Тихона Николаевича Хренникова – Татьяной Алексеевной Чудовой, профессором консерватории, композитором. Она помогла мне посетить архив Московской консерватории. Несмотря на ремонт, проходящий в то время в Главном корпусе, заведующая архивом откликнулась на мою заявку о документах студента Эммануила Кветона и мне предоставили найденную информацию. Я получила 13 документов, начиная от метрики и кончая обучением в Московской консерватории.

Эммануил изучал теорию у профессора А.А. Ильинского. За годы 1906 – 1917 в классе А.А. Ильинского окончили консерваторию 16 учеников-теоретиков. Среди них: братья Калинниковы, А.В. Александров, Н.С. Голованов, П.Г. Чесноков.

В январе 2017 года нашлись в архиве города Москвы сведения студента Императорского Московского Университете Эммануила Иосифовича Кветона с фотографией в юношеском возрасте.

Жизнь Эммануила Иосифовича Кветона прошла в городе Ельце с 1896 до 1959 года. Весной 3 мая он скончался, оставив добрую память о себе у родственников и знакомых. Сохранились рукописные ноты первых произведений Эммануила Иосифовича Кветона: прелюдия, два романса на стихи И.Бунина и Шуточная Именинная.

Озвучил пьесу Валерий Вячеславович Юрковец, военный дирижёр, полковник, преподаватель Академического музыкального училища при МГК имени П.И. Чайковского.

У моего брата Александра в папке сохранились рукописанные ноты двух романсов Эммануила Кветона на стихи А.И. Бунина. При приезде в Елец он передал их в музей Хренникова. Запись сделана тушью, но кое-где карандашом. В разговоре с Тихоном Николаевичем после посещения города Ельца я рассказала о находке, он сожалел, что не проиграл вещи Эммануила. Интересно, что современники, авторы музыкальных произведений, тоже пользовались тушью для лучшей сохранности нот. Вскоре Тихона Николаевича не стало.

Романсы написаны в 2- х экземплярах и хранятся в 2-х музеях города Ельца. Ирина Николаевна Сергеева, директор музея Хренникова, ксерокопировала ноты и прислала мне, моя дочь Ольга отсканировала и отредактировала изображения, а член союза композиторов, уроженец Ельца, Александр Александрович Бурцев выполнил титаническую работу по расшифровке и восстановлению авторского нотного текста и создал окончательный вариант, который теперь можно увидеть и прослушать.

Романс "Из Сказки"

Все лес и лес. А день темнеет;

Низы синеют, и трава

Седой росой в лугах белеет...

Проснулась серая сова.

На запад сосны вереницей

Идут, как рать сторожевых,

И солнце мутное Жар-птицей

Горит в их дебрях вековых.

1899


Романс "Осень"

Таинственно шумит лесная тишина,

Незримо по лесам поет и бродит Осень...

Темнеет день за днем, — и вот опять слышна

Тоскующая песнь под звон угрюмых сосен.

«Пусть по ветру летит и кружится листва.

Пусть заметет она печальный след былого!

Надежда, грусть, любовь — вы, старые слова.

Как блеклая листва, не расцветете снова!»

Угрюмо бор гудит, несутся листья вдаль...

Но в шумном ропоте и песне безнадежной

Я слышу жалобу: в ней тихая печаль.

Укор былой весне, и ласковый и нежный.

И далеко еще безмолвная зима ...

Душа готова вновь волненьям предаваться

, И сладко ей грустить и грустью упиваться,

Не внемля голосу ума.

1898


Третий сын - Владимир Иосифович, родился на Кавказе, в городе Пятигорске, Терской области, 11 сентября 1888 года. Начал учёбу в городской гимназии. В 1896 году вместе с семьёй он переехал в город Елец Орловской губернии.

Поступил вольноопределяющим в 18 гусарский Нежинский полк. С начала 1-ой Мировой войны Владимир с полком прибыл на фронт. Из письма Ростовцева: "17 сентября 1914 года. Москва. Малая Бронная дом № 15 кв. 5 Его Высокоблагородию Михаилу Михайловичу Ростовцеву. ... Вчера приехали в Елец из нашего Полка, Хреникова Алексея Петровича сын Александр и еще Квитон, Комиссаров, Данилов и еще с ними 4 человека фамилии их не знаю. Они пробудут здесь три дня, а потом поедут сдавать экзамены в Тверь в Кавалерийское училище и будут сейчас же произведены в офицеры и вернутся на поле битвы."

В Галиции. Фото из архива А.А. Карского.Справа второй Владимир Кветон.

Выписки из военных приказов:

Кветон Владимир Иосифович – производится в прапорщики армейской кавалерии, уволенный в запас армии по Елецкому уезду, унтер-офицер 18-го гусарского Нежинского полка Кветон ВП от 26.11.1914 года.

Производство прапорщика запаса армейской кавалерии: находящего на службе в 18-ом гусарском Нежинском полку и состоящего на учете по уезду Елецкому: Кветона Владимира в корнеты, со старшинством с 19-го июля 1915 года и с оставлением в запасе армейской кавалерии, по тому же уезду ВП от 7.12.1915 года.

Производство из корнетов в поручики, на основании приказа по военному ведомству 1915 г № 681, ст. 1, со старшинством с 19.04.1916 года ПАФ от 15.08.1917 года.

Награды: орден святой Анны 4 степени с надписью «За храбрость» ВП от 28.12.1915 года, орден святого Станислава 3 степени с мечами и бантом ВП от 22.04.1916 года.

При проведении реформы кавалерийских полков и дивизий с 26 января 1917 года корнет Кветон Владимир Иосифович был переведён в Стрелковый полк 16 кавалерийской дивизии. Там он и закончил 1-ю Мировую войну.

Владимир Иосифович Кветон возвратился в город Елец, но началась гражданская война . Как и старший брат Николай, он был призван в ряды Красной кавалерии. Воевал на Украине, там и погиб.

В Ельце выросла дочь Ирина Кветон. Она донесла историю рода Кветонов до наших дней.

Шестым ребёнком в семье родилась Мария - 9 марта 1890 года в городе Пятигорске. Со всей семьёй в 1896 году девочка приехала в Елец на новое место службы отца. Училась в елецкой женской гимназии.

Сохранились сведения в областном архиве в городе Липецке о Марии Кветон.

Будучи гимназисткой, Мария участвовала в спектаклях, поставленных в Ельце Лопатиным В.М. [8]

Маня Кветон (так звали её в семье) играла в постановках нескольких пьес, исполняя различные роли. “Снегурочка” А.Н. Островский – Лель, “Иван Мироныч” Е. Н.Чириков – Гриша, “Девичий переполох” В.А. Крылов – Дарья, ”Гроза” А.Н. Островский – Глаша.

Мария Кветон продолжила свои сценические выступления, сроднилась с театром, вышла замуж за И.А. Панормова- Сокольского и играла на провинциальной сцене.

Тихон Николаевич Хренников однажды меня спросил, что я знаю о Панормове. Я нашла в записной книжку Кветонов: Панормов Г.И. - Тамбов, Интернациональная, 64. Сообщила Тихону Николаевичу, но его интересовала судьба Ивана Панормова, а это сведения относились к его сыну.


Недавно в Тамбовских новостях был упомянут Иван Андреевич Панормов-Сокольский. И нашлось очень много материала о его сыне, Полном Кавалере ордена Славы, Георгие Ивановиче Панормове - внуке капельмейстера Иосифа Кветона.

Панормов Георгий Иванович (25 декабря 1913 - 10 июня 1971 г. Тамбов) во время ВОВ был разведчиком взвода пешей разведки 140-го гвардейского стрелкового полка (47-я гвардейская стрелковая дивизия, 8-я гвардейская армия, 1-й Белорусский фронт)

Младшая дочь Анастасия родилась также в Пятигорске и в дальнейшем жила с семьёй в Ельце. Домашние все звали её Туся. В адресной книге Москвы за 1913-1914 записано о её проживании с матерью.

По рассказам Ирины Николаевны Ролдугиной Кветон) после гибели двух братьев на гражданской войне Туся ухаживала за больной матерью в Ельце.

Глава семьи – Иосиф Францевич Кветон до конца жизни музицировал.

В 60-х годах прошлого века в Париже были записаны марши Русской императорской армии из сборника Отто Фреймана в исполнении оркестра Французской гвардии под руководством племянника знаменитого композитора Александра Скрябина. Среди записей был и марш 52-го драгунского Нежинского полка. В Интернете я нашла восторженные отзывы художника Ильи Глазунова и видного политического деятеля Франции Ле Пена после прослушивания этих маршей. Эти записи редчайшие.

9 мая 2015 года на праздновании Дня Победы в Великой Отечественной войне в городе Ельце прозвучал марш 52 Нежинского драгунского полка композитора Кветона в исполненнии оркестра музыкального училища имени Т.Н.Хренникова. Прошло сто лет с тех пор, как кавалеристы Нежинского полка отправились с этим маршем на фронт на Первую мировую войну. А теперь улицы и жители города услышали историческую военную музыку.

В августе 2016 года на открытии встречи потомков города торжественно прозвучал марш Кветона, приветствуя участников, которым дороги родственные корни и история Родины.

Фото музыкантов полка на учениях предоставил А.А.Карский. Марш в исполнении преподавательницы московской музыкальной школы им. Александрова Л. Г. Абрамовой записал Ю.А. Клевцов.

Литература

1. Рубцова В. Так это было. Тихон Хренников о времени и о себе. - М.: Музыка, 1994

2. Григорьев Л. Платек Я. Его выбрало время. – М.: Сов. Композитор, 1983

3. "Советская газета" (Елец) -1918, N32

4. Аипова Н.А. Музыкальная культура города Ельца начала XX века(1906–1923 г.г.). Елец. 2006.

5. Зайончковский П.А. Россия в письмах и воспоминаниях. Конец XVIII – начало XX веков.Т.4,ч.1-3. М. 1983-1985

6. Война с Японией. 1904-1905 г.г. Из походной жизни 4-го эскадрона 52-го драгунского Нежинского полка, Пажеском сборнике №8-9, СПб, 1907-1908 г.г.

7. Ставрович В.Н. Невозвратное. журнал «Наши Вести», США, № 401/1985 .

8. Записки Липецкого областного краеведческого общества. Выпуск VII, стр 135-136,144,154,156,158.

9. Россия. Военное министерство. Высочайшие приказы о чинах военных. Спб.- Пг.. 1905 год, 1906 год, 1910 год, 1911 год, 1914 год, 1915 год, 1916 год, 1917 год: с 1 января по 15 февраля.

10. Россия.1917- февраль – октябрь. Временное правительство. Приказ Временного правительства армии и флоту о чинах военных. Пг.. 1917 год: с 4 марта по 24 марта, май - июль, сентябрь - октябрь.

11. Газета « Русский инвалид». Пг.. 1916 год: январь – февраль, август - сентябрь.

12. Газета «Армейский вестник Юго – Западного фронта». 1917 год: май- июнь.

13. Микрофильмы газеты «Русский инвалид». Пг. : 1916 год июль – ноябрь, 1917 год: март – июнь, с 2 июля переименована в газету « Армия и флот свободной России», июль – октябрь.

14. Ноздрунов Б.М. Русская военная музыка во второй половине XIX века. Пореформенный период. Диссертация на степень кандидата искусствоведческих наук. Институт военных дирижеров. Кафедра истории и теории музыки. Москва.1952.

15.Сборник Полковых (встречных) и Исторических Маршей в партитурах. Собрал и издал О. фон-Фрейман. Том II. Лейпциг. 1902. Нотопечатня К.Г. Редер.

16. Журнал “Военная быль” №№ 56, 58, 59,60.Париж.

17. Вся Москва. 1913,1914.

18. Памятная книжка Орловской губернии. 1900 – 1914 г.г. Орёл.

19. Памятная книжка Терской области. 1891-1895 г.г.

20.Энциклопедический музыкальный словарь. Советская энциклопедия. 1966.

21. ЦИАМ ф 418 оп 319 д 591

22. Купеческий Елец. Письма. М.И.Ростовцев, сост. В.А. Заусайлов. Елец. 2004


 

 


 

© Т. Г. Хотина            при использовании материалов сайта ссылка на него ОБЯЗАТЕЛЬНА !